Рубрика об основных стилях и направлениях в европейском искусстве, повлиявших на современное искусство.
МАНЬЕРИЗМ
Как художественное течение сформировался в Италии в 20-х годах XVI века, в период позднего Возрождения, и «продержался» до 1590-х.
Основными центрами нового искусства (ит. «maniera nuova») были Флоренция, Мантуя и Рим. Затем стиль распространился во Франции и в странах Северной Европы.
На его возникновение повлияли экономический и политический кризис Италии, великие географические и естественно-научные открытия, постепенный уход от идеалов Возрождения…
В 1445 году Иоганн Гутенберг начал книгопечатание, в 1492 году Христофор Колумб открыл Америку, в 1498 году Васко да Гама проложил морской путь в Индию. В 1519-1522 годах Магеллан совершил первое кругосветное путешествие, а к 1533 году стала завоевывать признание теория движения Земли вокруг Солнца Николая Коперника.
Всё, что раньше казалось ясным, непоколебимым и вечным, рушилось на глазах.
И по сути маньеризм стал переходным течением от Возрождения к барокко, в нём отразились поиски нового пути в искусстве и литературе. Он не вошёл в историю как яркий и оригинальный, ему присущи смешанность и неестественность.
Во главу уже ставилось не гармоническое восприятие мира и человека, а внутренняя наполненность, эмоциональность художественного образа, поиск выразительных средств. Отсюда и характерные черты стиля:
– изломанные линии (использование так называемой «змеевидной линии»);
– преувеличенные жесты и причудливые позы персонажей;
– экзотичные костюмы;
– удлинённые, иногда деформированные пропорции фигур;
– перегруженная деталями композиция;
– яркие колористические и светотеневые эффекты.
Ведущими представителями этого течения были:
– архитекторы Джорджо Вазари, Джакомо да Виньола;
– живописцы Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Эль Греко, Джузеппе Арчимбольдо, Алессандро Аллори и другие;
– скульпторы Бартоломео Амманнати и Джамболонья, Бенвенуто Челлини